К чему относится колорит к музыке или живописи

admin

Колорит

Литература: Р. М. Ивенс, Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Н. Н. Волков, Цвет в живописи, М., 1965.

(итал. colorito, от лат. color – цвет, окраска), система цветовых сочетаний в живописном произведении, построенная на созвучии или, наоборот, контрастах. Цвет – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, её «душа». Некоторые цвета (красный, жёлтый, оранжевый) воспринимаются как тёплые; другие (синий, голубой, фиолетовый) как холодные. Соответственно и колорит, в зависимости от преобладающих в нём красок, может быть тёплым, радостным или холодным, печальным; спокойным или напряжённым, ярким или приглушённым и т. д. Цвета в сочетании друг с другом обретают новые качества: красный с жёлтым «звучит» радостно, а с чёрным – тревожно; т. н. дополнительные цвета (красный и зелёный, жёлтый и синий, оранжевый и фиолетовый и др.), находясь рядом, усиливают интенсивность один другого.

i 524
«Чудо о Флоре и Лавре». Икона. 15 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва

i 525
Рембрандт. «Святое семейство». 1645 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Немногими красками, имеющимися в распоряжении художника, нельзя воспроизвести все сложнейшие градации природных цветов. Живописец не воссоздаёт буквально палитру природы, а стремится найти свою систему цветовых отношений. В разные эпохи художники применяли различные приёмы сопоставления цветов. В Древнем мире живописцы использовалилокальный колорит, построенный на сочетаниях крупных пятен чистых, несмешанных цветов. Локальный колорит прекрасно передавал неизменные качества предметов вне зависимости от освещения, погоды, удалённости от зрителя и т. д. (лист – зелёный, небо – голубое, песок – жёлтый). Локальный колорит встречается также в средневековой книжной миниатюре, в иконописи, где каждый цвет наделён особой символикой, в западноевропейской живописи эпохи Раннего Возрождения, в картинах Н. Пуссена и др. представителей классицизма. Художники рубежа 19–20 вв., стремясь усилить эмоциональное воздействие своих картин на зрителя, вновь обращаются к локальному колориту (А. Матисс, П. Гоген и др.).

i 526
К. Моне. «Лондонский парламент. Эффект тумана». 1904 г. Частное собрание

i 527
Э. де Витте. «Рынок в порту». Кон. 1660-х гг. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

В действительности свет, воздух и пространство сильно влияют на цвет. Применяя тональную цветовую гамму (например, серебристо-серую или золотисто-коричневую), в которой все цвета подчинены одному основному оттенку, художник может передать утреннюю прохладу или ночной сумрак, теплоту домашнего очага или одинокую бесприютность. Блестящими мастерами тональной живописи были голландские живописцы 17 в. Чтобы изобразить фигуры и предметы в пространстве, во взаимодействии друг с другом, при определённом освещении, художники используют также рефлексы (от лат. reflexus – отражённый) – тени, окрашенные цветом соседнего освещённого предмета, и валёры – тончайшие градации света и тени в пределах какого-либо цвета, позволяющие передать, в частности, световоздушную среду. Валёрами пользовались все великие колористы – Д. Веласкес, Я. Вермер Делфтский, В. И. Суриков, И. И. Левитан и др.

Источник

Что такое колорит? Определение и особенности в разных областях

Многие слышали звучное и красивое слово, но не все понимают, что такое колорит, определение которого включает в себя разные оттенки и особенности употребления. В словаре его значение описывается как отпечаток чего-либо, совокупность особенностей: цвета, времени, эпохи, характера. Чтобы узнать подробнее, что такое колорит, нужно рассмотреть его описание и особенности более подробно.

Понятие в искусстве

Взаимное сочетание цветов и оттенков в живописи играет важную роль, именно поэтому колорит является неотъемлемой частью в работе любого художника. Слово «колорит» образовано от латинского color – цвет, краска, то есть это соотношение цветов, оттенков на картине, которые в совокупности образуют ярко выраженную особенность.

1698933

С точки зрения живописи существует два основных вида колорита: теплый, когда на картине преобладают цвета желтого, красного оранжевого оттенков, и холодный – это оттенки синего, голубого, фиолетового.

В искусстве выделяют несколько типов этого понятия:

Существуют две основные колористические тенденции в искусстве. Принцип первой заключается в преобладании частного цвета самого предмета, чистого, несмешанного, то есть такого, что не расходится с представлением человека, например, синее небо, зеленая трава.

Характерным для второй тенденции считается стремление к более полной передаче цвета картины, здесь присуще широкое использование тона, оттенков, дополнительных красок.

1698929

Характер колорита зависит от индивидуальности мастера, с его помощью художник может придать картине особое настроение, индивидуальность, эмоции. Большинство известных художников отдавали предпочтение определенному набору красок, что влияло на вид и тип колорита и тем самым давало возможность отличить работу одного мастера от другого. Так называемое чувство колорита – это бесценный дар для настоящего художника.

Читайте также:  К чему снится поймать преступника незамужней девушке

В музыке

Размышляя о том, что такое колорит в музыке, бывает сложно найти емкое и точное определение слова. Ведь цвет и музыку сложно сочетать, объединить. Колоритом в музыкальной сфере можно считать звучание редких музыкальных предметов, смену тональности. Одним словом, все то, что может придать композиции яркую эмоциональную окраску.

В музыке это слово используется реже, чем в искусстве, поэтому можно подобрать наиболее точный синоним к слову «колорит» – своеобразие, особенность, индивидуальность музыкального произведения.

Национальный колорит

Каждый хотя бы раз в жизни слышал выражение «национальный колорит». Это может быть национальная одежда, обычаи, особый говор, народная музыка и многое другое, что отличает одну нацию от другой.

Существует также понятие «местный колорит», под ним принято понимать особенности, характеризующие местный быт, нравы, природу, манеру поведения людей.

1698930

Источник

Все краски музыки

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Микеланджело.

Мы продолжаем начатый в предыдущем номере разговор о сходстве принципов создания художественного произведения в музыке и изобразительном искусстве.
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Если внимательно присмотреться к этим понятиям, то мы увидим, что рядом с каждым из них можно поставить термин, выражающий то же самое в изобразительном искусстве.

Мелодия – Рисунок

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
В изобразительном искусстве основная мысль и творческая идея в картине выражаются рисунком. Именно рисунок сообщает зрителю сюжет картины, её содержание.

Гармония – Колорит

Мелодия становится ярче, когда к ней присоединяется главный помощник – гармония. Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Есть гармонии, которые в сочетании с мелодией выражают чувства гнева, страха, или, наоборот, настроения радости и ликования.
Гармоничное сочетание различных цветов в картине называется колоритом. Колорит тоже «расцвечивает» рисунок, создает красочное богатство картины, её цветовую цельность, помогает художнику передать определенное эмоциональное состояние полотна. Колорит воспринимается в единстве, в стройном согласии с рисунком картины. Чувство колорита – очень ценный и необходимый для художника дар. Среди русских художников особенно наделены им были В.Суриков и К.Коровин.

Ритм-ритм

Лад-настроение

Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
В живописи используется термин – настроение. Часто, определяя эмоциональное состояние картины, употребляют музыкальные выражения « мажор» и «минор».

Тембр-манера, стиль

Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». В музыке он играет ту же роль, что и стилизация в изобразительном искусстве. Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы). По стилю, манере исполнения художественного произведения в живописи определяем ту или иную эпоху, или конкретного автора.
Музыка и живопись, говорит с нами ярким выразительным языком. И eго необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для наc близким и доступным. И мы, слушая (смотря) произведения, сможем оценить не только в целом достоинства музыкальной или художественной работы, но и восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной мелодией (выразительным рисунком), чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний (колоритом), многоцветной палитрой тембров (стилей), неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Читайте также:  Что делать если не удаляется ярлык

sq bl oЛариса Путинцева.

red2

Редакция
Редакция журнала «Введенская сторона».

Источник

КОЛОРИТ

В дальнейшем, в развитии различных направлений живописи, споры о роли рисунка и цвета возникали не раз, достигнув особенной напряженности в первой трети XIX века в борьбе романтизма и классицизма. Делакруа, глава романтизма в живописи, не противопоставлял цвета рисунку, но видел в цвете особые самостоятельные средства художественной выразительности. Он уверял, что цвет действует на наши ощущения, не контролируемые разумом человека, вызывая те или иные настроения, тот или другой эмоциональный отклик. При все том Делакруа утверждал, что цвет сам по себе ничто, если он не соответствует сюжету и если он не усиливает воздействия картины на воображение зрителя.

Вместе с тем живописный метод импрессионизма вел к дематериализации природы в изображении, предметный мир в их живописи превращался в сноп вибрирующих сверкающих цветовых пятен и выражал лишь изменчивую зыбкость мгновения, преходящие впечатления оптического порядка. Поэтому еще в конце прошлого века наметился возврат к пониманию цвета, сформулированному Делакруа как средству идейной выразительности и предметного изображения.

В советской живописи, при всем творческом многообразии национальных школ и отдельных художников, прочно утвердилось реалистическое отношение ко всем средствам изображения и я том числе к цвету. Советские живописцы стремятся к полноцветной живописи, правдиво отражающей природу и общественную жизнь. Они не противопоставляют рисунок цвету или цвет рисунку, подчиняя и то и другое идейно-художественным задачам. Этому не противоречит тот факт, что в зависимости от характера творческого дарования, особенностей индивидуального видения живопись разных художников существенно отличается друг от друга трактовкой цвета, его выразительными возможностями, как отличается она и другими компонентами, входящими в понятие индивидуальной манеры и стиля.

Рассмотрим теперь в соответствии с нашей задачей некоторые образно-выразительные особенности цвета.

Известно, что цвет сам по себе обладает элементарной выразительностью. В противном случае мы воспринимали бы все цвета одинаково равнодушно. Различная окраска живых существ, природы, вещей, созданных людьми, вызывает в нас неодинаковые ощущения: одни цвета нас возбуждают, другие успокаивают, третьи неприятно раздражают, есть цвета, которые радуют, ласкают наш взор, и есть такие, что угнетают наше зрение и чувство и так же невыносимы для глаза, как лязг, скрежет и пронзительный вой для уха. Эти элементарные эстетические свойства цвета в наше время внимательно исследуются наукой с тем, чтобы изгнать случайность в применении цвета в окраске помещений, машин и предметов потребления, использовать цвет на благо людям, чтобы он не только радовал глаз, но и способствовал сохранению здоровья и повышению производительности труда.

Однако в живописи эта природная биологическая выразительность цвета учитывается преимущественно в декоративном искусстве, да и то не всегда. Идейно-образная выразительность цвета основана на художественно-творческом использовании природных цветовых ощущений, при котором непосредственные эмоциональные ощущения цвета входят в несравненно более сложную и тонкую духовную выразительность образа. Отдельный цвет в природе не существует изолированно от других, он воспринимается нами всегда в окружении близких, контрастных цветов или оттенков, во взаимодействии с ними, и каждое отдельное цветовое пятно, которое мы выделяем глазом из природной связи, является результатом цветовых отношений соседних пятен на предмете и всего окружения. Живописец и отличается тем, что он с большой остротой видит самые сложные и тончайшие цветовые отношения и умеет передать их с помощью красок. Вся живопись строится именно на отношении цветовых тонов и их оттенков, посредством которых художник изображает действительность и выражает свое понимание ее. Цветовой строй живописного произведения состоит из всех цветовых отношений, переданных художником и приведенных им к определенному единству, которое называют колоритом данного произведения.

Современник Делакруа Поль Манц написал о его картине: «Не знал я, что можно возбудить такой ужас синим и зеленым цветами». В этих словах нет преувеличения, критик верно подметил, что общий колорит картины обладает большой силой эмоционального воздействия, он сразу же настраивает зрителя на определенный эмоциональный лад и подводит его к переживанию всего образа (илл. 11).

Читайте также:  Что вырабатывают обкладочные клетки желез желудка

000011
11. П. Э. Делакруа. Охота на львов в Марокко. 1854

Бывает абсолютное зрение, различающее все тона и оттенки цвета, как абсолютный слух, улавливающий все звуковые тона. Живописец с абсолютным зрением передает цветность предметов; такой как она есть в действительности и воспринимается большинством людей. Но именно в живописи особенно заметны и индивидуальные отличия восприятия цвета, здесь часто встречаются одни и те же предметы, изображенные в одинаковых условиях освещения, но неодинаковыми тонами. Индивидуальность видения художника проявляется и в колорите его живописи. В результате творческого формирования, поисков своих тем в действительности и своего стиля живописи художник вырабатывает свой индивидуальный колорит, пристрастие к тем или другим сочетаниям цветов и состоянию освещенности.

Чувство цвета и понимание колорита, как мы видели, расширялось и обогащалось в процессе длительного исторического развития живописи. Художники каждой новой эпохи, основываясь на достижениях прошлого, вносили нечто свое в колористические средства живописи. В живописи средневековья колорит строился, большей частью, на отношениях локальных цветов, данных как бы в безвоздушном плоском пространстве и условном освещении. Звонкие чистые краски заполняют контур фигур и предметов, форма которых намечается отчетливо прорисованной линией и слегка моделируется внутренними линиями, ограничивающими части фигур и предметов. Выразительность цвета здесь почти совсем не связана с состоянием освещенности и светотенью, она определяется сочетанием частей изображения, их определенной гармонией. В образном единстве гармонического сочетания красок, линий, выражения лиц, поз и жестов фигур средневековые живописцы и такими сравнительно ограниченными средствами умели передать глубокое художественное содержание.

000012
12. И. Е. Репин. Не ждали. 1884

backglasscontentglassforward

Интернет магазин лепнины и декора, потолочные карнизы orac decor в москве.

Источник

КОЛОРИТ

Полезное

Смотреть что такое «КОЛОРИТ» в других словарях:

Колорит — изображения (итал. colorito, от лат. color краска, цвет) общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение… … Википедия

Колорит — (итал. colorito, от лат. color цвет, краска), в искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.… … Художественная энциклопедия

колорит — а, м. coloris m., ит. colorito < лат. color цвет. 1. Сочетание, соотношение цветов в картине, фреске, мозаике и т. п., образующие определенное единство. БАС 1. Их <фрески> без особого комментария понять нельзя; композиция иногда довольно … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОЛОРИТ — КОЛОРИТ, колорита, муж. (от лат. color краска, цвет). 1. Взаимное соотношение красок (на картине) с точки зрения тона и насыщенности цвета (живоп.). Яркий колорит. 2. перен. Характерный отпечаток, особенность чего нибудь (книжн.). Рассказчик… … Толковый словарь Ушакова

колорит — См. цвет. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колорит качество, цвет; окраска, тон, расцветка, краски, колер, отпечаток, масть Словарь русских сино … Словарь синонимов

КОЛОРИТ — (итальянское colorito, от латинского color цвет), в произведениях изобразительного искусства система соотношений цветовых тонов. В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок, согласующихся по… … Современная энциклопедия

КОЛОРИТ — КОЛОРИТ, колористь и пр. см. колер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Колорит — (итальянское colorito, от латинского color цвет), в произведениях изобразительного искусства система соотношений цветовых тонов. В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок, согласующихся по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОЛОРИТ — (итал. colorito от лат. color цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным… … Большой Энциклопедический словарь

КОЛОРИТ — КОЛОРИТ, а, муж. 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Тёплый, холодный, яркий к. 2. перен. Отпечаток чего н., совокупность особенностей (времени, местности, характера). К. эпохи в историческом романе. Местный к. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Источник