Что делать если провоцируют на конфликт

admin

Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе

10225636

⏱ Время прочтения — 8 минут

Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:

При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.

10225857Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.

10225847Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:

10225852Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.

10225853Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).

Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.

Ситуация: конфликт с начальником

Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.

«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.

Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».

Ситуация: недружелюбный коллектив

Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.

«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.

Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.

Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».

Ситуация: под давлением клиента

Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.

Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.

«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.

Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».

Как разрешать конфликты на работе

👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.

«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».

Источник

Супруг провоцирует на скандал

Вопрос психологам

Спрашивает: Екатерина, 36 лет

Категория вопроса: Отношения

empty

В браке 13 лет. Последнее время супруг выводит на скандал. Но так, чтобы виноватой оказалась я. Например, он начинает говорить мне гадости, не касательно какой-то ситуации, а в целом. Говорит гадости до тех пор, пока я не начну отвечать ему тем же. Я стараюсь не спорить, потом начинаю соглашаться с тем, что я плохая ( надеясь, что этот разговор прекратится).Он говорит гадости, пока я не отреагирую. В последний раз дошёл до предложения мне выйти в окно. Здесь я не смолчала, ответила ему подобным предложением. После чего он обиделся и теперь молчит. И так не в первый раз. Не понимаю, как вести себя в таких ситуациях.

Читайте также:  К чему снится найти потерянное золото

Получено 5 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Супруг провоцирует на скандал

Психолог Сыктывкар Был на сайте: 24 ноября

Ответов на сайте: 1550 Проводит тренингов: 7 Публикаций: 121

e33503955e190c17a41388766dddd688

Екатерина, Ваш вопрос заставит его задуматься, даже если он сразу на него и не ответит.

После этого проговорить своё видение ситуации. Например, «Я сейчас вижу, наблюдаю, что ты специально говоришь мне гадости, чтобы вывести меня из себя. И мне это не нравится. Если у тебя есть какое-то конкретное недовольство или претензия скажи о ней открыто, а не общими словами».

Затем спросите, о том, к какому результату Вы придете, если он будет продолжать так делать. Например, чего ты таким поведением добиваешься? Как думаешь, к чему нас такое общение приведет? Ты этого хочешь?»

Екатерина, и самое главное- не стоит давать той реакции, которую он от Вас ожидает, так у него поведение закрепляется. Лучше выходить из диалога, отходить от человека. «Я не готова продолжать разговор в таком русле! или «Я не хочу это выслушивать». Вернёмся к диалогу, когда успокоишься.

Думаю, когда поменяется Ваша реакция и поведение супруга начнёт меняться.

С заботой о Вас Юлия Першукова, практикующий психолог офлайн и онлайн.

Источник

Детские провокации. Как вести себя педагогу?

ceba3d412462efc77cac49da6f0279a1

Педагоги всё чаще становятся объектами подростковой агрессии. По данным опроса НИУ ВШЭ, 70 % учителей подвергались насилию и травле со стороны учеников. Современные дети стали более свободными в проявлении протеста и афишируют свои провокационные действия в социальных сетях.

Почему дети проявляют агрессию в отношениях с взрослыми и как педагогу найти общий язык с трудным школьником, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала педагог-психолог межрегиональной общественной организации «Аистёнок» (город Екатеринбург) Наталья Хакимова.

– Почему дети провоцируют?

– Существуют возрастные кризисы. В эти периоды меняется модель общения. В семь лет ребёнок ориентирован на взрослого. Поэтому к учителям в начальной школе дети проявляют уважение, статус педагога очень высок. В подростковом возрасте они больше общаются со сверстниками. Им важно соответствовать ценностям и правилам этой группы. Происходит первое отделение от родителей. Отсоединиться от значимого взрослого проще тогда, когда ты его обесценил. Поэтому поведение подростка по отношению к взрослому вызывающее. Если у ребёнка достаточно много конфликтов дома с родителями, то он будет отыгрываться на учителе. Это семейная проблема. Тогда необходимо включать в работу семью.

Если говорить про отношения с учителем, то здесь больше работает программа «смотрите, какой я крутой». Подросток хочет быть особенным, выделиться за счёт своего поведения. Он демонстративно не принимает правила мира взрослых, не хочет подчиняться.

– Изменилось ли за последние годы провокационное поведение детей?

– Школьники стали более свободными, больше себе позволяют. Скорее всего, это обусловлено влиянием социальных сетей. Дети смотрят на то, что делают другие и думают, что они тоже так могут. В подростковом возрасте ещё не работает критическое мышление. Хорошо там, где, по их мнению, «круто»: так может быть и в преступной среде, и среди спортсменов. Вид деятельности не столь важен. Когда по телевидению показывают инциденты с участием подростков, это вызывает дополнительный интерес. Каждый видит в этом что-то своё.

Безусловно, есть влияние компьютерных игр. Детям иногда сложно разделить реальный и виртуальный миры. Уровень агрессивности выше у ребят, которые много времени проводят в играх.

– Каковы признаки провокационного поведения?

– Дети проявляют протест. Например, учитель делает замечание о том, что приходить в школу надо в строгой форме одежды. Дети намеренно одеваются иначе. Или дети начинают ставить под сомнение знания учителя. Они могут указывать на ошибки, подчёркивать, что они знают больше. Это тоже провокационное поведение, направленное на подрыв авторитета учителя. Могут быть косвенные провокации: случайно сломал, разбил. Часто дети, которые не успешны в учёбе, могут привлекать к себе внимание своим поведением. Им сложно найти себя в школе. Хорошо, когда ребёнок может проявлять себя не только в знаниях.

– Насколько важен для подростков-провокаторов авторитет учителя?

– В основе психологической травмированности ребёнка лежат отношения с взрослым. Если педагог будет устанавливать индивидуальный контакт с учеником, и будет показывать это в своих действиях, то возможно, что отношения сложатся. Несмотря на психологическую травму взаимодействия с другим взрослым, ребёнок способен выстроить отношения.

Подростковый возраст – это тяжёлый возраст, прежде всего для самих детей. Это противоречия, непонимание самих себя. Это период войн, проигрышей, побед. При этом если взрослый задаёт правильный тон, то ребёнок может научиться быть успешным в договорённостях со старшими.

– Как выстраивать общение с ребёнком в период конфликта? Как правильно реагировать на провокации?

– Важно помнить, что говорить с подростком при классе бесполезно. На публике под воздействием гормонов он готов пойти на многое. В таких случаях нужно уводить ребёнка, оставаться с ним один на один. Чем меньше сверстников, тем легче ребёнка вывести из «игры на публику».

Важна ценность межличностного общения, включённость педагога в отношения внутри класса. Учителю необходимо шире смотреть на подростков, не ограничиваясь только оценкой интеллектуального развития. Иногда детям важно давать авансы. Например, если ребёнок не выполнил задание, то попросить его подойти после урока и дать ему ещё день на сдачу. Не ставить сразу плохую оценку.

Должна быть индивидуальная договорённость, доверие ребёнку. Если школьник не откликается, то нужно показать искренние эмоции. Показать, что вы расстроены из-за необходимости ставить плохую отметку. Это история про человеческие отношения, ведь подростки – это будущие взрослые. Прежде всего, должны быть уважение к ребёнку и искреннее сочувствие. Можно давать какие-то задания с учётом интересов ученика. Например, сделать доклад о своём увлечении.

Можно рассказывать что-то про своё детство, про свой школьный опыт. Рассказы про личное располагают подростков. Однако при общении с трудным учеником не надо раскрывать свои тайны. Нужно чётко понимать границы.

– В каких случаях педагогу следует обратиться за помощью?

– Адаптация длится примерно полгода, но лучше не затягивать. Если есть сложный ребёнок, нужно разговаривать о нём с коллегами. Чем раньше учитель обратится за помощью, тем лучше. Если есть школьный психолог, обсудить ситуацию с ним. Пригласить специалиста, чтобы он посмотрел, как ученик взаимодействует с другими на уроках, на переменах.

Читайте также:  Что дать ребенку при низкой температуре

Очень полезны супервизии. Они позволяют обсудить с коллегами, как вести себя в конкретных ситуациях, найти важное задание для проблемного школьника. Коллеги могут помочь найти выход из трудной ситуации, конструктивный педагогический и психологический подход.

Источник

ИнструкцияЕсли вы боитесь конфликтов: Как пережить неудобный разговор

i 8dg2OYWGl7 JwkE7ojVQ default

С другом, начальником или партнёром

Текст: Яна Шагова

Бойфренд свалил на вас все дела по дому, а ведь у вас ещё и работа есть. Начальник хочет, чтобы работали за троих на одну зарплату. Соседка по квартире — фанат чистоты, а вас не смущает гора посуды в раковине. Кажется, назревает серьёзная беседа — но что делать, если вы до смерти боитесь неудобных и потенциально конфликтных разговоров? Рассказываем, как пережить трудный момент, не сгореть со стыда, не сдать позиций и не задеть собеседника.

69fIWKqstFdx1o2gPKtrIw wide

Продумайте худший исход ситуации

В конфликтах мы нередко ждём от людей плохого: что нас попытаются «продавить», выставят глупыми, устроят скандал, перевалив на нас ответственность, или прекратят с нами отношения. Особенно часто с этим сталкиваются те, чьи родители в детстве не умели признавать, что они не правы, применяли физические наказания или не перестраивали правила семьи по мере взросления ребёнка («Чтобы домой в девять — и не важно, что тебе уже шестнадцать лет!»). Если ребёнок привык, что за непослушание он получает подзатыльник или на него кричат, он и во взрослой жизни будет ждать от людей крайних проявлений агрессии в ответ на любую попытку обозначить границы или выразить несогласие.

Проблема в том, что часто человек не проговаривает эти ожидания даже внутренне. Его мысль останавливается на точке «ко мне станут хуже относиться», «я не хочу делать ситуацию конфликтной» — а дальше становится слишком страшно разбирать, что же происходит. В реальности человек может бояться, например, что его уволят, если он попросит повысить зарплату или откажется выходить на работу в выходной. Или что подруга перестанет отвечать на звонки, если прямо сейчас не согласиться с ней в споре. Что партнёр устроит скандал, если предложить ему поделить домашние обязанности поровну, поскольку работаете вы тоже на равных.

Иногда бывает полезно дорисовать эту пугающую картину до конца. Например, вы боитесь, что партнёр начнёт кричать и вообще откажется обсуждать вопрос о том, чтобы разделить домашние дела. Как действовать в таком случае? Действительно ли крик партнёра — аргумент в пользу того, чтобы вы каждую неделю самостоятельно мыли всю квартиру или каждый вечер после работы вставали к плите? Настолько ли вам дороги эти отношения, чтобы быть бесплатной прислугой и терпеть очевидную несправедливость? Можно ли придумать третий вариант (нанять домработницу, убирать дом реже, заказывать готовую еду, готовить и убирать вместе…)? Обдумайте заранее, на какие варианты вы согласны, а какие вам совсем не подходят и где вы готовы пойти на уступки.

Или, например, вы попросите начальника о прибавке, а он в ответ положит на стол лист бумаги и предложит написать заявление по собственному. Как вы будете действовать? А как отнесётесь к его поступку? Стоит ли сохранять работу в фирме, руководитель которой так себя ведёт? Возможно, в результате этого упражнения вы поймёте, что опасения небеспочвенны — например, если в прошлом году одного сотрудника действительно уволили, когда он потребовал улучшения условий работы, — но даже в такой ситуации вы можете решить, что хотели бы пока остаться на нынешнем месте работы. Исходя из этого можно будет построить разговор так, чтобы вы с большей вероятностью остались на своей позиции. Или вовсе отказаться от идеи поднимать сейчас этот вопрос.

Важно исследовать свои страхи, а не закрывать на них глаза. Когда вы подробно проговорите, чего именно боитесь, опасения будут постепенно уменьшаться. Или актуальными вдруг окажутся другие вопросы: «Почему я заранее считаю, что меня любят, только когда я удобна и функциональна?», «Правда ли я считаю себя настолько не ценным сотрудником, что жду увольнения в любую минуту?».

Не бойтесь чужого гнева

Когда важный для них человек (партнёр, подруга, коллега) выражает недовольство или злость, такие люди склонны «проваливаться» в детскую позицию. Они словно забывают в этот момент, что являются взрослыми равноправными участниками разговора, и превращаются в напуганных и пристыженных детей, готовых слушаться взрослого. В таком состоянии человеку несложно внушить, что его претензии якобы эгоистичные, неадекватные и чрезмерные и ему должно быть стыдно даже заводить этот разговор (очень удобно, не правда ли?).

Если вы склонны к такому поведению, важно учиться замечать его и постепенно менять. Напоминайте себе, что детство кончилось, вам уже двадцать (тридцать, сорок) с лишним лет и вы совершенно не обязаны ставить интересы другого человека выше своих. Более того, никакой разговор не стыдно начинать, если делать это спокойно и уважительно. Если собеседнику кажется, что ваши претензии чрезмерны, он имеет право так же спокойно сказать вам об этом, но не стыдить вас за то, что вы подняли сам вопрос.

nHLH jh6AkQ36mLli 7ufw wide

Говорите как взрослый с взрослым

А что, если разговор не совсем равноправный и второй его участник обладает большей властью — как начальник, или старший родственник, или, к примеру, партнёр или партнёрша, которая сейчас является основным добытчиком в семье? В нашей культуре разговор с позиции «взрослый — взрослый» вообще вещь редкая. Принято считать, что тот, кто обладает властью, автоматически наделяется родительскими чертами и соответствующими полномочиями, а второй участник диалога должен «подстроиться» и занять позицию ребёнка. Взрослые люди, исходя из этих убеждений, часто рассуждают так: «Конечно, начальница накричала на меня — я ведь такой косяк допустила» или «Ну, что поделать, для своих родителей мы всегда дети».

На самом деле в идеале так быть не должно. Когда кто-то из участников разговора обладает большей властью, это означает, что у него больше свобод и одновременно больше ответственности. К примеру, глава компании может сам составлять свой график, делегировать задачи и получает на порядок больше денег, чем его подчинённые, а с другой стороны, на нём лежит юридическая и репутационная ответственность за деятельность фирмы. Но это не значит, что у него есть право кричать на подчинённых, распекать их или принимать за них какие-то решения, не касающиеся работы. То же самое с родителями: по мере взросления ребёнка роли должны перестраиваться и к двадцати — двадцати пяти годам обычно уже переходить в позицию «взрослый — взрослый». Это не значит, что вы становитесь чужими людьми — но вы можете принимать решения независимо друг от друга и заботиться друг о друге, как любящие взрослые.

Читайте также:  К чему снится видеть свой беременный живот

Так же и с партнёром, который зарабатывает деньги. Семья подразумевает равную ответственность и равный вклад энергии. Как именно распределяются усилия между партнёрами и где их прикладывают, можно и нужно договариваться. Но фраза «Я зарабатываю деньги, поэтому ты должна (должен) слушаться» — это в любом случае не аргумент.

Говорите без зашкаливающих эмоций

Игнорировать свои чувства ни в коем случае не нужно. Но чтобы разговор состоялся, доносить их до собеседника стоит в «переработанном» виде, то есть проговорив словами. «Как ты можешь со мной так разговаривать? Да ты хоть понимаешь, как я устаю? Тебе можно, а мне нет — так, что ли?!» — это непроработанные чувства. Часто их подают именно так из-за того, что хотят немедленно выплеснуть эмоции на того, кто в них виновен (или того, кто сейчас кажется виновником). Проблема в том, что конструктивного разговора после такого начала не получится: с большой вероятностью собеседник ответит вам тем же и выйдет скандал, нарастающий как снежный ком.

Как этого не допустить? Постараться подготовиться, переработав свои чувства. Для этого их нужно осознать: «Меня бесит, когда он так делает», «Эта ситуация кажется мне совершенно несправедливой и вызывает гнев», «Я очень обижаюсь на такое». Иногда помогает изложить всё письменно (но никуда не отправляйте — это только для вас!). Когда вы пишете, что чувствуете, это одновременно даёт выплеснуть эмоции и помогает их проанализировать.

Дальше стоит подумать, что ещё вы хотите донести до собеседника. Какой исход конфликтной ситуации кажется вам хорошим? «Меня очень раздражает сваленная на столе грязная посуда, и мне бы очень хотелось, чтобы ты хотя бы складывал(а) её в раковину, а в идеале ещё и мыл(а) за собой». «Меня очень огорчает, что в последнее время ты задерживаешься на работе до полуночи и ездишь туда ещё и в субботу. Я бы хотела, чтобы хотя бы дважды в неделю ты возвращался(лась) к девяти и чтобы мы проводили вместе выходные».

Если вы пока не знаете, как решить эту ситуацию, стоит обозначить, что вы хотите подумать над ней вместе: «Количество моих задач сильно превышает возможности одного человека и не укладывается в рабочий день. Это заставляет меня каждую неделю работать на выходных. Мне хотелось бы как-то изменить эту ситуацию, и я пришёл поговорить с вами об этом», «В последнее время мы практически перестали разговаривать. Что можно сделать, чтобы мы общались чаще?».

LVDSBph ZletZKrQkAzRhQ wide

Будьте готовы, что собеседник попытается «слиться»

Ситуация, к которой тоже стоит подготовиться, — если ваш собеседник попытается сбежать от разговора. Возможно, вы и сами так себя ведёте; это делают двумя «удобными» способами. Первый — «перевести стрелки», усомниться в вашей адекватности и верном восприятии реальности: «Ты слишком обобщаешь, не так уж редко мы бываем вместе. Вот вчера же провели замечательный вечер в кино, что тебе не нравится?», «Вечно ты преувеличиваешь, а потом сама же расстраиваешься», «У вас не так много обязанностей, и я считаю, что при хорошем тайм-менеджменте вы могли бы уложиться в срок» и тому подобные ответы. Второй способ — сослаться на занятость и сказать, что сейчас неподходящее для разговора время: «Я так устала за день и хочу поесть, а ты опять начинаешь», «Через десять минут у меня встреча, давайте поговорим об этом в другой раз», «Слушай, уже одиннадцать вечера — может, не будем ссориться на ночь?»

Оптимальная реакция на это — никак не комментировать высказывание о вас, вашем характере и ваших эмоциональных особенностях, а настойчиво возвращать человека к ситуации, о которой вы хотите поговорить. Если он говорит, что время неудобное — настаивайте на другом, удобном, но точно договоритесь. Представьте, что ваш друг, партнёр или руководитель дословно сказал вам следующее: «Я не хочу обсуждать это, а хочу делать вид, что ничего не происходит». По сути, сообщения выше именно таковы — вот на них и стоит отвечать, максимально спокойно, но убедительно.

«Ситуация действительно критическая, и нам необходимо о ней поговорить в ближайшее время. Когда мы можем назначить следующую встречу?», «Если тебе неудобно говорить сейчас, давай выберем другое время, но не позже завтрашнего дня», «Меня действительно беспокоит то, что происходит, и я хочу обсудить это сейчас, когда ты дома», «То, как мы делим обязанности, кажется мне несправедливым и совершенно меня не устраивает. Я хочу договориться и перераспределить их. Когда мы можем это сделать?».

Помните, что разговор может и не получиться

Даже если вы хорошо подготовитесь и всё продумаете, к сожалению, это не гарантирует, что ваш разговор сложится хорошо и приведёт к желанным переменам. Почему так происходит? Бывает, что разговор всё-таки состоялся, но вы с собеседником скатились во взаимные обвинения, эмоционально выражаете недовольство друг другом — и увязли в этом. Как ни странно это прозвучит, но это наиболее конструктивный вариант из подобных с не самым плохим прогнозом. То, что вы в принципе начали разговор и хотя бы попытались понять причину нестыковок, говорит, что вы оба настроены сохранить и улучшить отношения. Возможно, вам требуется помощь нейтрального третьего человека — психолога, медиатора или ещё кого-то, кто поможет направить диалог в конструктивное русло и услышать друг друга.

Эту ситуацию важно отличать от той, где человек лишь симулирует вовлечённость, чтобы перевалить всю ответственность на вас, прямо или косвенно вылить агрессию и избежать каких-либо изменений. Это токсичная ситуация, и распознать её бывает сложно. Вот некоторые признаки: после разговора вам морально очень тяжело; у вас появляются признаки соматического неблагополучия (от бессонницы до приступов аллергии); собеседник ни разу не признал, что несёт за что-то ответственность, или признал её в духе: «Да, я такой человек, но тебе придётся с этим смириться». Или человек использует очень грубые обобщения: «Ты всегда», «Ты никогда», «Ты такой человек, что с тобой невозможно». Другой тревожный звоночек — собеседник продолжает бегать от разговора, отказываясь от него под любыми предлогами: «Мне некогда», «Не понимаю, о чём ты», «Ты всё придумываешь» или даже напрямую — «Я устал(а) об этом говорить, и обсуждать тут нечего».

Последние варианты выглядят тревожно и довольно безнадёжно. Фактически человек хочет сохранить нынешнюю ситуацию любой ценой, даже если это ухудшит ваши отношения или вообще прекратит их. Вы можете ещё раз попытаться поговорить, прямо сказав, как вы видите ситуацию. Если и это не поможет начать диалог, стоит подумать, нужны ли вам такие неравноправные отношения в принципе. Невозможно чувствовать себя хорошо, когда у вас совсем нет рычагов управления ситуацией и вы постоянно оказываетесь перед выбором: «Терпи или уходи, если что-то не нравится».

Источник