Что делать если предал бога

admin

Как пережить предательство?

Что болезненнее всего переживает человек? Наверное, на этот вопрос может быть немало ответов — все мы очень разные. Но тем не менее мало что причиняет такую боль, как предательство близкого (или казавшегося какое-то время таковым) человека. Да-да, именно близкого, все ведь, скорее всего, сегодня знакомы с таким расхожим присловьем: «Предают всегда свои». Конечно, свои — потому что чужие как могут предать? На них мы и не надеялись, им не доверялись, не открывали своих сердечных тайн, не думали о них и о себе как о частях единого целого.

А свои. Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру.

Дело не в том, что «свой» имеет возможность ударить в спину — чужих-то мы редко пускаем в тыл. Не в том, что он может нанести максимальный урон. Намного важней другое. Кажется, что земля уходит из-под ног, непонятно даже становится, как жить-то дальше, если тут такое.

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). И паки: «Проклят всяк надеющийся на человека» (Иер. 17, 5). И еще: «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117, 8-9).

Но ведь уже понадеялись, уже возуповали. И теперь не просто разочаровались, обманулись, а именно что проклятию подверглись! И как справиться с обуревающими нас чувствами, как исцелить сердечные раны, как, в конце концов, простить?! Ведь точно ждет от нас Господь, чтобы примирились мы внутренне — и с происшедшим, и с людьми, чтобы не осталось в нас ни удрученности, подавленности пережитым, ни озлобленности, ни ожесточения.

Мне кажется, что в подобных случаях мы практически всегда совершаем одну и ту же ошибку, в основе которой, конечно же, наше неправильное отношение к своему «я». Откуда это ощущение — предательства, измены? Оттуда, вероятно, что мы прежде считали, что нас связывают с человеком те отношения, которые налагают и на нас, и на него определенные обязательства. Но на самом деле — разве имеем мы право требовать от него – другого — того же, чего требуем от себя? От себя — пожалуйста! А от другого — нет. Это же не бизнес, не договорные отношения с подписанием вороха бумаг, штампами и печатями. Это живая жизнь, в которой мы должны поступать по своей христианской совести и не быть арбитрами в отношении совести чужой.

И почему мы вообще воспринимаем то, что человек делает, непременно как имеющее отношение к нам? Он-то, скорее всего, думает о нас менее всего. Он думает о себе — о своих обстоятельствах, проблемах, интересах, нуждах и так далее. Он не ставит перед собой цели предать нас, причинить нам боль, досадить, уязвить, просто поступает так, как ему удобней и выгодней, только и всего.

Горько нам от того, что мы переживаем как предательство, неуютно на душе. Но хорошо бы разобраться все же — отчего именно. Если оттого, что нас предали, нам не были верны, то есть ли у нас на самом деле основания требовать этой верности и осуждать того, в ком ее не обрели? Пожалуй, что и нет: люди и Богу верности не хранят, что уж о нас говорить. Если же оттого горько, что обманулись в человеке, думали о нем лучше, чем он оказался, а теперь узнали его и словно потеряли, то что ж. Он свободен быть таким, каким хочет, а нам остается лишь отойти в сторону, но опять же — не осуждая.

Трудно это? Да не то слово! Настолько, что вообще редко когда удается сразу так настроиться и так поступить. Трудно, но возможно — с помощью Того, Кто и подлинные предательство и отступничество так часто прощает, и наши — в том числе. И если не растравлять намеренно в сердце рану, не превращать ее в медленно, мучительно разъедающую его язву, а прибегнуть к бесконечное число раз Преданному и Оставленному, но никого не Предающему и не Оставляющему, то Он, конечно, научит нас, как и из этой беды и скорби извлечь пользу для своей души. И больше того — как через это приблизиться к Нему, стать хоть чуть-чуть похожим, хотя бы немного сродниться.

Источник

Предала любимого человека. Как жить?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Вопрос читателя:

Я собственными руками разрушила дарованное мне счастье, предав любимого человека.

Ещё в детстве я решила прожить жизнь по-христиански, имея одного партнёра, временные отношения были не для меня. И я часто просила Господа послать мне нужного человека.

Случилось это в мои 19 лет, когда я познакомилась в Сети с парнем и поняла, что это он. Интересно, что за два года до знакомства он снился мне, а когда мы начали виртуальные отношения, ему во сне явился покойный дедушка, сказав, что им сделан правильный выбор.

Отношения развивались, в планах было закончить учёбу, встать на ноги и наконец съехаться, заключить брак и повенчаться. Тем не менее, любовь не назвать безоблачной — мы часто ругались по причине его вранья, недомолвок и слишком близкой дружбы с другими девушками помимо меня. Были претензии и с его стороны — ему не нравилось, что я ругаюсь матом, не читаю книг и вообще порой с другими ему интереснее, а я не должна «выносить мозг» по этому поводу, ведь любит он ту, которую выбрал. Однако, несмотря на ссоры мы слышали друг друга и менялись — я отказалась от очень многих пороков (не подумайте лишнего, курение-алкоголь-потеря девственности до свадьбы и венчания мне чужды), он тоже будто шёл мне навстречу. Также я усердно молилась Господу, и то ли Он услышал мольбу, то ли возлюбленный стал лучше шифроваться — но мы, наконец, достигли понимания и зажили, хоть и по-прежнему на расстоянии, довольно спокойно. Я, наконец, увидела с его стороны любовь и заинтересованность, он даже пошёл работать, чтобы помочь мне деньгами, и казалось, что так будет всегда.

Но тут наступил злополучный 2018-ый год и. Всё наперекосяк.

Если вкратце, по моей вине, прямой и косвенной, погибли животные. Я впала в отчаянье, винила себя и в общем стала более нервной и капризной. Именно тогда я стала чаще обижаться на любимого, требовала больше внимания и прибегла к ужасному приёму: когда мне что-то не нравилось, я стала «уходить», игнорировать его, при том, что все годы до этого мы общались ежедневно. И если первые два раза сошли мне с рук, то третий стал финальным аккордом, последней каплей, разрушившей наши отношения, ведь я вспылила и ушла — осознанно — на целых полтора месяца, а по факту на три (!) по вине технических проблем. И это убило всё.

Читайте также:  К чему снится рожать ребенка мальчика

За три месяца отсутствия меня в его жизни мой любимый понял, что не так уж я ему и нужна, без меня спокойнее и, что самое главное, — свободнее. Потому за время «каникул» он решил зажить полной жизнью, вернувшись к самому себе образца прошлых лет, с постоянными знакомствами, весельем в компании девушек и прочему. На мне он поставил крест.

И когда мы возобновили общение, он ещё несколько дней поиграл в любовь, в итоге попавшись на обмане и сообщив мне, что перегорел и теперь не видит меня даже в качестве друга, не то что жены, потому что я предатель, и простить он меня не может, ведь «предала раз — предашь и ещё».

Я хочу жить и любить его, стать его женой — как мы планировали буквально за месяц до моего «побега» и все эти годы ранее. Хочу, чтобы он простил меня и всё было по-прежнему — но то прощение он дать мне отказывается, даже если я говорю, что не против нашего расставания, «только, пожалуйста, прости»!

В итоге уже больше года мы находимся в непонятных отношениях — иногда он снисходит до меня и общается нормально, то внезапно заявляет, что не хочет знать меня ни под каким соусом, потому что «исчерпан кредит доверия». Очень много врёт, практически ничего не рассказывает и периодически создаёт фальшивые аккаунты в соцсетях, чтобы я его не нашла. По телефону говорить не хочет.

Потому я прошу Вас извинить меня за сумбурность рассказа и подсказать мне, как быть. Как получить прощение? От Господа и от возлюбленного? Я постоянно наказываю себя, молюсь, пощусь, но ничего не помогает — мне нет прощения, что и было озвучено.

Прошу, умоляю, помогите мне советом.

П.С.: если кому интересно, чем я занималась во время своего отсутствия в его жизни — я просто сидела дома и молилась. Веселье и праздный образ жизни излишни, когда ты не можешь разобраться в себе.

P1550354 e1562316077640

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Уважаемая Дарья, чтобы примириться с Господом, Вам нужно исповедаться и впредь исповедоваться регулярно. Именно для примирения и для того, чтобы душа человека могла очиститься от совершенного греха Господь и установил таинство покаяния. Прибегайте к нему регулярно, не реже, чем раз в месяц, а первое время, возможно, чаще — поговорите со священником после или во время исповеди, и о причастии тоже.

Что касается Вашего здоровья, рассеянный склероз нужно подтвердить точно, до тех пор, пока диагноза нет, не надо разбрасываться им направо и налево. Срочно к врачу и на обследование: к терапевту — и далее по всем профильным врачам, к которым терапевт откроет записи. Параллельно — к психологу или психиатру, потому что, если ноги отказывают на фоне стресса, может быть совсем не телесная болезнь, а то, что называется психосоматикой, например, это может быть симптом депрессии и так далее. И оперировать далее нужно только диагнозами, которые официально подтвердят специалисты. Если дело дошло до отнимания ног, поверьте, Вам очень есть чем позаниматься в своей жизни, начиная от долгого, кропотливого, ежедневного труда по восстановлению своей физической формы. Сходите к врачам — и принимайтесь за точное выполнение их рекомендаций.

Все прочее и более конкретное — по результатам разговора со священником, терапевтом и психологом/психиатром.

Источник

Как жить, чтобы не стать предателями Господа?

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

foto4

Протоиерей Андрей Ефанов

Наступает неделя Страстная — неделя Великого поста, когда мы будем воспоминать страшные события — когда Господь был предан Иудой, когда ученики Христовы отреклись от Него, когда апостол Петр трижды сказал, что не знает Господа Иисуса Христа, когда архиереи и книжники, элита иудейского общества, признали преступником Спасителя мира и предали Его на суд, и суд этот приговорил Господа к распятию; когда Господь за грехи нас, людей, взошел на Крест; когда страдания Господни видели ученики Христовы и Матерь Господа Иисуса Христа — Пресвятая Богородица. Мы совсем недавно воспоминали, как Ей было сказано пророчество — «оружие пройдет душу Твою», — и вот наступает время, когда мы будем вспоминать и это событие.

И вот в сегодняшний день Господь взошел в Иерусалим. Как повествует нам Писание, произошло это следующим образом. В Вифании была Вечеря, на которой Господь трапезовал со своими учениками апостолами, с воскресшим Лазарем. Мы помним, что за день до этого Господь воскресил одного из своих учеников — Лазаря и это было событие, о котором знали, конечно, большинство из жителей Иерусалима.

И вот тут происходит первое событие, которое поучает нас, как нам надо жить, чтобы не стать предателями Господа. Повествует Евангелие, что Мария взяла драгоценное миро и возливала его на Господа. И вот ученики, и прежде всего Иуда Искариотский, были возмущены, что дорогое миро не было продано и не были эти деньги розданы нищим. Господь говорит: «Нищих вы всегда будете иметь с собой, Меня же не всегда будете иметь». Господь, который всегда говорил о том, что все, что вы сделаете для ближнего — то для меня сделаете, сейчас говорит совсем другие слова.

Почему? Да потому, что всему есть свое время. Есть время, когда мы должны целиком, без остатка посвятить себя нуждающемуся. Но есть время, когда на первом плане должен стать Господь, должна быть молитва, должно быть служение истине. Не всегда мы должны заниматься делами любви к ближнему, чтобы не получилось так, что произошла подмена; чтобы не стала забыта иная заповедь — заповедь любви к Богу. Во всем должна быть мера и всему должно быть свое время. Постом нужно и поститься, и молиться, и помогать ближнему.

Однако же, когда наступает время особой молитвы, то в эти дни мы должны помнить, какую жертву Господь принес ради нас и всецело посвятить эти дни именно этому. Но, опять же, есть те нуждающиеся, которые и дня порой не могут прожить без нас. Как же так, не бросать же их?

candle

Когда от нас требуется молиться — мы должны молиться; когда от нас требуется помочь ближнему — мы должны помочь ближнему; когда от нас требуется исповедание веры — мы должны последовать за Христом и явить твердость в вере православной.

Но не всем было приятно принимать Господа. Ведь жизнь иудейского народа могла измениться и должна была измениться. Господь говорит — «не мир я принес, но меч», то есть разделение.

Читайте также:  Что делать если заплаканное лицо

Но рано или поздно может наступить момент, и он наступает, когда человек должен сделать выбор, должен следовать туда, куда ведет его Господь. И вот Господь вел к Себе иудейский народ, а затем через апостолов — и весь мир. И это серьезные изменения — от буквального исполнения ветхозаветных заповедей — к заповеди любви, той заповеди, которая нарушала субботу ради пропитания, ради исцеления ближних. Той заповеди, которая изменила весь мир, сделала весь мир христианским. И вот это произошло — и не все могли это принять.

Видимо, народ иудейский, особенно книжники и духовенство, чувствовали, что произойдут эти изменения, и боялись их, поэтому пожелали распять Господа. Но этим распятием они лишь самим себе нанесли вред, ибо всему миру, всей вселенной теперь проповедано Евангелие, весь мир знает, что воскрес из мертвых Христос. Воскрес, и нас воскресит.

И вот Господь идет на вольные страдания. Народ рад, народ ждет своего Мессию, народ устилает путь Господень ветвями и встречает Его как царя. Тот народ, который меньше чем через неделю скажет перед Пилатом: «Распни, распни его»!

Посмотрим в свое сердце, в свою душу — не так ли мы поступаем, радуясь в храме о Празднике Господнем, не распинаем ли мы Господа прежде всего в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина. Не распинаем ли мы Господа в лице ближних своих, нанося им обиды и скорби, боль, которая может быть даже неисцельной, которая останется на всю жизнь в их сердцах? Если так — тогда вспомним слова Господни: «что вы сделали для ближнего, то вы сделали для меня». То есть мы оскорбили Господа, оскорбили и обидели настолько, что это можно приравнять к следующему Его распятию. Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать.

Почему? Да потому, что как для иудеев иерусалимлян, так и для нас часто Господь — это не любящий Отец, который есть самая важная часть нашей жизни и объект любви. Господь чаще всего для нас — это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв — это просьбы о помощи. Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. А ведь если мы посмотрим на свою жизнь — поймем, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.

По благочестивому преданию, Господь, входя в Иерусалим, плакал. Я думаю, что плакал Он не только о том, как предадут Его ученики, как предадут Его встречающие иерусалимляне. Он плакал и о нас, что мы такие же предатели, что мы точно так же забываем о Нем, забываем о смысле жизни, забываем о том, ради чего мы пришли в мир, забываем о вечности, которая стоит на пороге нашей души.

56971874 40605310И вот мы предстанем перед Богом — что мы ответим? Что мы предатели? Что мы преступники? Но дай Бог нам хотя бы в этом покаяться… Апостол Петр трижды предал Господа, но покаялся в этом и получил прощение. Можем ли мы покаяться так, как Петр? Ведь Петр в своем покаянии пребыл до конца своих дней. И, как повествует нам предание, каждый день при пении петуха он плакал, воспоминая о скорби, которую нанес Господу, о предательстве, которое он совершил.

Так и мы воспомянем свои поступки, свое вольное, а порой и невольное предание Господа. И будем просить, чтобы Господь простил нам наши грехи, чтобы мы, встречая в сегодняшний день с этой вербой Господа, не стали бы распинателями и преступниками, не стали бы теми, кто предал Господа. Сохраним твердость в вере, сохраним любовь к Богу и преумножим ее.

Мы постились — и пост, и молитва укрепили нас в вере, пускай эта вера принесет плоды, и главным плодом этой веры да будет любовь — любовь к Богу и любовь к ближнему.

Не будем распинать Господа своими поступками неблагочестивыми и не будем распинать Господа в лице ближнего своего. Каждый из нас должен помнить, что он и есть самый великий грешник. Раз человек понимает свою греховность — значит, может и исправиться. Начало этого пути — осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце — и в нашем сердце или будет распят, или прославится во всей своей славе, воссияет фаворским светом.

Так пускай в наших душах Господь обретет себе достойное жилище, и пускай наши сердца не оскверняются предательством Господа нашего Иисуса Христа, Ему же Слава во веки. Аминь.

Источник

Православная Жизнь

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей «Православной Жизни» о духовной жизни и отношениях с Богом.

– Отче, сегодня хотелось бы ответить на некоторые письма наших читателей. Все они объединены одной темой «Как не предать Бога». К примеру, наша читательница спрашивает: «Если круг общения составляют в основном светские люди, далекие от Церкви, нужно ли им рассказывать, что каждое воскресенье ходишь в храм? Пару раз ответила на вопрос знакомых о том, как провела выходные, что была в церкви – они хмыкнули в ответ. Нужно ли посвящать нецерковных знакомых в религиозный аспект моей жизни? Следует ли мне свидетельствовать о своей вере? Не будет ли молчание предательством перед Богом?» Прокомментируйте, пожалуйста.

– Сразу обратимся к Евангелию. Господь говорит: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). То есть, если мы видим, что люди, с которыми мы общаемся, совершенно не готовы к разговорам на духовные темы, то лучше их не затевать. Увы, но во все времена таких плотских людей, думающих лишь о теле, и душевных, заботящихся лишь о развитии своего интеллекта, – большинство. Например, совсем недавно весь христианский мир праздновал Рождество Христово, но сколько людей на духовном уровне воспринимало это евангельское событие – сложно сказать.

Под воздействием секулярных СМИ многие сводили празднование лишь к подаркам и гастрономии, иные опускались еще ниже – проводили это время в гаданиях или пьянстве. Духовное восприятие этого величайшего праздника было где-то на десятом месте.

Тем не менее свидетельствовать о Христе нужно всем, но ненавязчиво, без унылых зазываний и нравоучений, а живым примером веры. В светской жизни всем людям много раз приходится кривить своей совестью или самим проявлять жесткость в отношении обманывающих. Чем реже мы, христиане, будем это допускать, тем громче и деятельнее, без лишних слов, станет наша проповедь Евангелия.

Например, преподобный Макарий Великий долгое время подвизался в молитве и посте в раскаленной египетской пустыне. Но однажды, чтобы он не превознесся своими подвигами и не впал в духовную прелесть, Господь повелел ему идти в город и посмотреть на жизнь двух женщин. Оказалось, что эти женщины жили со своими семьями в одном доме, под одной крышей, и никогда между собой не ссорились. Таким образом, Макарий получил от Господа важный духовный урок: все молитвенные и постнические подвиги имеют цену лишь тогда, когда они приводят к результату, которого достигли эти две женщины, живя среди мирской суеты, – кротости, терпения, любви.

Читайте также:  Что входит в психические процессы

– Еще есть такой вопрос: является ли стеснение перекреститься в транспорте или на улице, когда минуешь храм, ложным? Нужно ли так демонстрировать свою веру?

– Крестное знамение, а также ношение крестика на груди есть свидетельство исповедания веры. Никогда нельзя стесняться исповедовать свою веру. Ибо, как говорит апостол, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). То есть, если мы обрели бесценное сокровище веры, то нужно делиться им с другими людьми. Страх и стыд исповедовать свою веру может свидетельствовать о её слабости. Ныне еще дает о себе знать советское воспитание, когда открыто следовать религии было опасно. Правда, случается в этом деле другая крайность: человек носит на груди большой золотой крест, но в его жизни это никак не отражается. Не потому ли имя Божие поносится среди неверующих людей, а почитание креста отвергается сектантами?

– Нужно ли с каждым человеком говорить о Боге, интересуются наши читатели. Сказано, что мы должны исповедовать Бога перед людьми. Как это правильно делать?

– Как уже было сказано, не каждый человек готов воспринимать слова Евангелия, поэтому говорить о Боге нужно в первую очередь с теми людьми, которые готовы нас слушать. Как губка, например, впитывают слова веры дети примерно до 7 класса общеобразовательной школы. А затем, под воздействием живущей в душе и теле греховности в переходном возрасте начинается жесткая переоценка всего ранее услышанного, ниспровергаются все авторитеты. Поэтому разговаривать о вере со старшими детьми, с юношами и девушками бывает непросто. Как правило, они наши слова слабо или совсем не воспринимают. Нужен особый подход, а родители и даже мы, священники, не всегда можем найти правильные слова, чтобы убедить подростков в необходимости регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Знаю, что в некоторых приходах в Закарпатье священники всех мальчиков зовут в алтарь, а регенты приглашают девушек петь в церковном хоре. Когда юноши и девушки задействованы, тогда им легче стоять на службе и они чувствуют себя востребованными в храме. Со студентами и современной интеллигенцией говорить о Боге еще сложнее. Тем более что сейчас вопросы духовной жизни средства массовой информации сводят к политике. Требуется особый подвиг веры, чтобы кого-то в чем-то убедить или переубедить. В любом случае, прежде чем разговаривать с другими людьми о Боге, важно усердно помолиться, чтобы Господь нам в этом помог и наши слова, как зерно, падали на добрую почву и приносили обильный плод.

– Может ли считаться православным верующий, если он не знает разницы между православием, католицизмом, протестантизмом и плохо ориентируется в Библии? Это достаточно часто задаваемый вопрос.

– Разобраться в догматических и канонических тонкостях и различиях вер непросто. Даже студенты семинарии на такие вопросы отвечают не всегда удовлетворительно. Обычно большинство людей придерживаются той или иной религиозной традиции. Многие рассуждают так: «Если я русский, или украинец, или грузин, или грек, или болгарин, или серб, то должен быть православным». Те, кто живет в Западной Украине, в большинстве исповедуют грекокатолическую веру. Среди европейцев примерно половина римокатоликов и половина протестантов. В общем, логика рассуждения людей правильная, но постижение истинной веры – это не только приверженность к той или иной традиции, а подвиг. Как правило, традиция и подлинная вера между собой вступают в конфликт. Вспомним Евангелие: именно из-за того, что иудейская элита считала, что Христос разрушает их традиции, нарушает Закон, она начала на Него гонение, а затем подвергла распятию. Следовать традиции проще, чем жить по вере.

Ныне благодаря быстрому развитию СМИ люди, вне зависимости от того, к какой традиции они принадлежат по рождению, имеют возможность знакомиться с разными верами и находить Истину. Перед нами, как никогда, стоит непростая задача научиться рассказывать о своей вере просто, доступно и увлекательно и стараться не давать повода тем, кто желает упрекнуть нас в нехристианском образе жизни.

– Сказано: «Вeра без дeл мертва» (Иак. 2:26). А какие Богу нужны дела?

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос.

– Не вытесняют ли знания веру, спрашивают читатели. Порой кажется, что чем больше знаешь, познаешь, тем меньше веры в тебе остается. Не противоречат ли эти понятия друг другу?

– Формально вера и знания друг другу противоречат. Об этом пишет такой великий духовный писатель и аскет, как преподобный Исаак Сирин. Он объясняет, что вера имеет дело с вещами духовного мира, а знания – мира видимого, материального. Не случайно со второй половины XIX и первой половины XX века стали процветать рационализм и материализм, которые начали вытеснять веру из сознания людей. Одно время считалось, что вера – это достояние маргинальной отсталой части общества. Этот конфликт свидетельствовал о том, что люди, обольщенные мнимым всесилием науки, на самом деле обладают поверхностным знанием и поддались массированной идеологической обработке, которая в то время проводилась на государственном уровне. Но большинство великих ученых с мировым именем были людьми верующими. Получается, что чем больше человек познает, тем больше он убеждается, что этим прекрасным и гармонично устроенным миром правит не слепой случай, а Всемогущий и Премудрый Бог.

– И последний читательский вопрос на эту тему: как правильно верить в Бога? Нужно верить, понимая, во что веришь и зачем. Так ведь?

– Да, осознанная вера лучше, чем слепая, ибо последняя приводит людей к суевериям и самообольщениям. Каждый православный христианин обязан знать Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли…» Все приступающие к Таинству Крещения обязаны эту молитву выучить наизусть. Если крестят младенцев, то за них Символ веры читают крестные. Здесь святыми отцами Церкви на Первом (325 г.) и Втором (381 г.) Вселенских Соборах ясно сформулировано, в Кого мы веруем, зачем мы веруем. Открою один секрет: те, кто во все воскресные и праздничные дни ходят на Божественную литургию, Символ веры, как правило, знают, потому что каждый раз за богослужением всем храмом его дружно поют. Все христиане ныне имеют возможность восполнить свои пробелы в знаниях о вере в воскресных школах и на курсах, которые действуют почти в каждом приходе. Кроме того, есть множество православных интернет-сайтов, на которых имеется вся необходимая информация о правильной духовной жизни. Остается лишь посвятить свое время изучению этой важной науки из наук.

Источник