Что делать если плохая речь у человека

admin

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения для дикции и артикуляции

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Источник

Блог
Как исправить дефекты речи

Как исправить дефекты речи

Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.

Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.

Какие бывают нарушения

Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.

Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.

Читайте также:  К чему снится метро во сне мужчине

Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.

С чего начать работу над речевым аппаратом

Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.

Определяем проблему

Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.

В смокинг вштопорен,

Красавка на красавице,

Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.

Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.

Тренируем дыхание

Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.

Разминаем мышцы

Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.

Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.

Начинать нужно с языка:

Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:

Постановка звука

На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.

Тренируемся произносить «л»

Если «лампа» – какая-то «ампа».

Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:

Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:

Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.

После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.

Избавляемся от картавости

Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.

Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).

Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:

Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.

Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.

Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.

Работаем над красивым звучанием шипящих

Если «ш» подсвистывает.

Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.

А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.

Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».

Высшие эшелоны шествовали.

Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.

Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.

Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.

Учимся выговаривать свистящие

Если «с» и «з» шумят или свистят.

Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:

Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

На носу овцы целый слой пыльцы.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.

У лесного болотца цапля весело смеется.

Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.

Как сделать речь разборчивее

Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.

Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.

«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.

Читайте также:  К чему приходит лягушка к порогу

«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.

«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.

Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Поделиться:

vk facebook inst

Комментарии

interface2021-09-07

time and date18:59

Источник

Нарушение речи причины, способы диагностики и лечения

Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.

У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы. У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга. Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.

f374fbb6e3ee72e9e6b236aa09d043ed

Причины нарушения речи

Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:

Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.

Статью проверил

bulaczkij

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Дата обновления: 24 Декабря 2021 года

Содержание статьи

Типы нарушений работы голосового аппарата

Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:

Дизартрия

Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.

Заикание

Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.

Дислалия

Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:

Афазия

Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:

Методы диагностики

В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.

Источник

Нарушение понимания речи

e02f6bf53b7229208b628d682cfda9d5

Нарушение понимания речи встречается при ряде различных речевых и психоневрологических синдромов: алалии, афазии, аутизме, олигофрении, деменции и пр. Характеризуется отсутствием адекватной реакции на слышимую речь, неспособностью выполнить инструкцию, повышенной истощаемостью внимания. Иногда понимание нарушается частично. Собственная речевая продукция может быть сохранной или отсутствовать. Для установления причин нарушения проводится неврологическое, аудиологическое, нейропсихологическое, логопедическое обследование. Лечение осуществляется в рамках выявленного синдрома.

Причины нарушения понимания речи

Синдром Маугли

Понимание обращенной речи отсутствует у детей, не имеющих опыта человеческого общения, – так называемых «детей-маугли». Развитие речи ребенка носит подражательный характер на основе звуков, которые он слышит вокруг и артикуляции, которую он наблюдает у окружающих. Если ребенок с раннего детства был изолирован в замкнутом пространстве или рос среди зверей и никогда не слышал человеческую речь, то он не способен воспринимать и давать адекватную ответную реакцию на слова. Наряду с нарушением понимания, у детей с синдром Маугли отсутствует и собственная речь.

Тугоухость

Непонимание речи наблюдается у глухих с рождения или рано оглохших детей. Они не воспринимают даже неречевые звуки. Познание внешнего мира носит ограниченный характер, из-за чего вторично развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности в обучении. Иногда им может быть доступен ритмический рисунок слова, определенные интонации. Глухонемые дети не говорят и не понимают окружающих.

Аутизм

Степень выраженности нарушения рецептивной речи различна при разных формах аутизма. Худший уровень слухового восприятия демонстрируют лица с низкофункциональным аутизмом, лучший – с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера.

Читайте также:  К чему снится одноклассник со среды на четверг

В целом понимание речи лицам с расстройствами аутистического спектра доступно, но часто носит непроизвольный, избирательный характер. Своеобразие мышления при аутизме таково, что ребенок реагирует только на те темы, которые вызывают у него эмоции и живой интерес. К другой вербальной информации аутичные дети не проявляют внимания, не отзываются на имя, просьбы. При этом хорошо воспринимают интонацию и жесты.

Синдром Ландау-Клеффнера

Для заболевания характерен распад речевых навыков в возрасте 3-7 лет. Сначала утрачивается понимание речи, затем возможность самостоятельного высказывания. Регресс речевой функции происходит внезапно и быстро, примерно в течение полугода. При синдроме Ландау-Клеффнера нарушение рецептивной стороны речи сочетается с эпилептическими приступами. Невербальный интеллект относительно сохранен: пациенты сохраняют способность к самообслуживанию и ручному труду.

Алалия

Сенсорная алалия развивается при перинатальном поражении речеслуховой области (центра Вернике). Ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь окружающих как фоновый шум, лишенный какого-либо смысла. Он не дифференцирует на слух неречевые и речевые звуки, у него отсутствует связь между звуковой оболочкой слова и предметом, который оно обозначает. Для облегчения понимания дети «читают с лица».

В легких случаях доступно понимание отдельных слов и бытовых инструкций, в тяжелых – отмечается полное невосприятие вербальной информации. Физический слух не нарушен, активная речь присутствует, интеллект первично сохранен. При сенсомоторной алалии дети не только не понимают словесное обращение, но и не говорят сами.

a55ca097fa93209c135221203bc7007d

Афазии

Расстройство речевого восприятия при различных формах афатического синдрома имеет свои особенности. В некоторых случаях имеет место полное непонимание любых словесных высказываний, в других – затруднения носят частичный, выборочный характер. Нарушения понимания речи встречаются при следующих формах афазии:

При моторных афазиях (афферентной, эфферентной) рецептивная речь нарушается только при грубых формах расстройства. При этом ситуативно-бытовые высказывания доступны пониманию больных, трудности возникают лишь с восприятием сложных логико-грамматических конструкций. Афазии чаще всего являются следствием ОНМК, черепно-мозговых травм, нейродегенеративных заболеваний.

Семантическая дислексия

Нарушение понимания письменной речи демонстрируют ученики с семантической дислексией. При удовлетворительной технике чтения и отсутствии произносительных проблем дислексики не улавливают смысл прочитанного. Они затрудняются в пересказе текста, ответах на поставленные вопросы, написании сочинений по литературным произведениям. Чтение носит механический, неинформативный характер.

Умственная отсталость

При врожденной олигофрении отмечается системное недоразвитие речи: скудость словарного запаса, несформированность грамматики, нарушения звукопроизношения. Имеются трудности с анализом речевого потока, поступающего к ребенку. Уровень нарушения понимания речи зависит от степени УО.

При самой тяжелой форме – идиотии – восприятие речевой информации практически недоступно. При умеренной идиотии возможно относительное понимание мимики, жестикуляции, элементарной речи, узнавание лиц и голосов близких.

У лиц с имбецильностью понимание ограничено кругом определенных бытовых тем, носит конкретно-ситуационный характер. Новая информация воспринимается и осмысливается с трудом. Имбецилы не понимают значения многих слов, причинно-следственных связей и пр.

При дебильности понимание речи имеет обиходный характер. Большинство больных может поддерживать диалог на повседневные темы, но абстрактное и логическое мышление затруднено. Не доступно понимание идиом, фразеологизмов, метафор, юмора.

Приобретенное слабоумие

Деменция встречается в клинике многих заболеваний: болезни Альцгеймера, церебрального атеросклероза, болезни Пика, нейроинфекций, у детей ‒ синдрома Геллера и др. Ослабление интеллекта сопровождается нарушением всех ВПФ, в том числе речи. В тяжелых стадиях речевая активность резко снижена или отсутствует, исчезает ответная реакция на обращение. В целом нарушения речи при глубокой деменции соответствуют тотальной афазии.

Диагностика

Пациентам с нарушениями импрессивной речи требуется проведение комплексной неврологической, аудиологической, логопедической, психолого-психиатрической диагностики, консультации соответствующих специалистов:

3f82c0fd184af90de615d7d9ddaa91eb

Коррекция

Медицинская помощь

Терапевтическая тактика зависит от этиологии нарушения восприятия речи. При органических поражениях головного мозга необходима медикаментозная терапия нейропротекторами, нейропептидами, витаминами, корректорами мозгового кровообращения. Используются физические методы реабилитации: физиопроцедуры (дарсонвализация, электрофорез, магнитотерапия), лечебная гимнастика, механотерапия.

Больным с деменцией назначение фармакотерапии осуществляет психиатр. Чаще всего для коррекции психических нарушений используются ноотропы, антидепрессанты, антиоксиданты, ингибиторы холинэстеразы, нейролептики.

Пациентам с врожденной тугоухостью могут быть рекомендованы различные виды восстановления слуха: электроакустическая коррекция (подбор слухового аппарата), кохлеарная имплантация. В дальнейшем для развития понимания речи и активного высказывания пациентам необходимы занятия с сурдопедагогом.

Нейропсихологическое сопровождение

Методы нейропсихологической коррекции применяются в комплексной терапии алалии, афазии, умственной отсталости, аутистических расстройств. В рамках когнитивной реабилитации ведется работа по развитию ВПФ, сенсомоторная коррекция предполагает формирование схемы тела, пространственных представлений, невербального выражения своих потребностей и др. Используются различные методы: нейрогимнастика, упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, песочная терапия, различные виды сенсорной интеграции. При аутизме рекомендована АВА-терапия.

Логопедическая коррекция

Важную роль в коррекции нарушений понимания речи играют логопедические занятия, направленные на активизацию слухового восприятия. Основные направления логотерапии:

Положительный эффект для восстановления понимания речи отмечен от использования пальчиковых игр, мнемотехники, слуховых тренировок по методу Томатис. У детей с РАС выбор может быть сделан в пользу развития вербальной или альтернативной коммуникации (с помощью жестов, карточек PECS).

Источник