Что делать если пишешь с ошибками

admin

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Яна Полей логопед высшей категории

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

900559

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

076884

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

Читайте также:  К чему снится убивать комаров в большом количестве

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

955092

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

Источник

Почему ребенок пишет с ошибками и как с этим бороться

Сегодня, в Международный день грамотности, «Призыв» вместе с владимирскими педагогами, родителями и логопедом искал причины ошибок в письменной речи детей, выяснял, как связаны спорт, перинатальное развитие и грамотность, выяснял, куда бежать, если у ребенок много пропускает буквы на письме? Как оказалось, не всегда учитель русского языка может помочь справиться с этой проблемой. Нужно обращаться к другим специалистам.

2 1

Миф или реальность?

Начнем с азов. Существует три вида речи, которые формируются у ребенка на разных этапах развития:

Руководитель образовательного центра «Высший бал», эксперт ЕГЭ, автор онлайн – курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Екатерина Комарова считает, что главной проблемой многих современных детей является отсутствие «переключателя» между письменной и устной речью. Как слышат — так и пишут.

Komarova

Екатерина Комарова считает, что врожденной грамотности не существует

Ребенок не понимает, как от устной речи перейти к письменной, у которой другие законы. Умение это не формируется, поэтому так много безграмотных людей. Кстати, Екатерина Комарова уверена, что врожденной грамотности не существует:

— Именно устная речь – основа письменной. Должно быть грамотное развитие ребенка родителями в дописьменный период (в возрасте от 2 до 5 лет). В развивающих центрах, детском саду и в семье должны формировать у ребенка внутреннюю и устную речь.

А учитель русского языка и литературы школы №2 города Владимира Татьяна Хренова считает: врожденная грамотность – это не миф, но обладают ей единицы. И такие дети хорошо пишут диктанты, у них развита речь, сочинение не вызывает затруднений. Татьяна Анатольевна делится личным опытом:

— У меня двое взрослых детей. С уверенностью могу сказать, что дочь в наследство получила способность писать грамотно, а у сына есть проблемы. Научиться грамотно писать можно только с помощью упорного каждодневного труда.

Hrenova

Педагог Татьяна Хренова советует списывать тексты, читать книги, выписывать сложные слова

У педагога три совета, как улучшить грамотность:

— нужно, чтобы дети читали;
— переписывали тексты (лучше, если они будут из сборника диктантов);
— можно завести словарик, записывать туда слова, в которых были допущены ошибки.

Чтение не панацея?

Владимирская мама Анна Форсова уже выучила двоих дочерей в школе, сейчас помогает сыну победить «великий и могучий». Сын Анны перешел в шестой класс. И если с математикой все хорошо, то с русским языком у школьника не очень. Женщина сетует, что с дочерьми проблем не было, а вот сын в одном слове может сделать две-три ошибки:

— И снова для нас начался год мучений с безударными гласными, непроизносимыми согласными и словарными словами. Учитель нам говорит: учите правила, читайте книги. Но у нас это не работает, ничто не помогает победить нашу безграмотность.

b270bf38f03087ed8fbb80ce5daac02a

Какой ведущий канал?

Екатерина Комарова на собственном опыте репетитора убедилась, что не только в чтении дело:

— Я двумя руками за чтение. Но, дорогие родители, вы должны понимать, какой ведущий канал восприятия у вашего ребенка. Советую его определить. Чтение на 100 % работает только у визуалов. Сейчас большинство детей именно с визуальным каналом получения информации. Но чистых визуалов мало, они смешаны с кинестетиками и аудиалами. Даже в работе с ребенком из старших классов у меня часто возникает необходимость определить его ведущий канал, от этого зависит построение занятий, эффективность обучения.

Визуалы запоминают графический образ текста. Например, они видят слово «мо-ло-ко», и именно так оно отпечатывается в их сознании. Или слово «ко-рабль», который они будут писать правильно, потому что запомнили его по книгам. Врожденная грамотность бывает у гениальных визуалов, которые способны настолько концентрировать свое внимание, удерживать в памяти зрительный образ слова, что им не нужны правила, чтобы его воспроизвести.

Аудиалам сложнее всего, потому что у них регистр трудно переключается между устной и письменной речью. Аудиалы напишут «ка-рабль». Как слышат, так и будут писать, так как их ведущий канал аудиальный.

Екатерина Комарова предостерегает: ругать такого ребенка не надо, этот канал ему пригодится в очень многих видах работ: при написании изложения, в аудировании по иностранному языку. Есть упражнения, которые помогу «переключить» регистр восприятия.

Когда кинестетики читают слово «ко-рабль», они его представляют. Они видят образ: корабль, пираты, море. Но они не воспринимают слово ни на слух, ни как оно написано. Для кинестетиков тоже существуют упражнения, которые помогают формировать образ слова, его видение.

Орфографическая зоркость появляется примерно к 11 годам, так как до этого возраста у ребенка формируются органы зрения.

Если к этому времени орфографическая зоркость не сформировалась, то есть вероятность, что она, по мнению Екатерины Комаровой, не сформируется никогда. Ребенок будет заучивать правила, стараться, но грамотности не будет. Самое эффективное упражнение – списывание с образца, но опять же в большей степени оно сработает у визуалов.

1 1

Ищите источник проблемы

Екатерина Комарова вспоминает, когда ее старший сын пошел в школу, у него были пропуски букв в словах. Одна гласная терялась, также пропадало несколько гласных из слова. Слово могло состоять только из согласных. Екатерина была панике, потому что с ребенком много читали, развитие было по возрасту. Она стала искать источник проблемы. И поняла, что правила здесь не сработают.

Читайте также:  Что делать если нашел 4 листный клевер

Обучаясь на эксперта ЕГЭ в Москве, Екатерина случайно попала на лекцию по нейрофизиологии. И узнала, что формирование ребенка до года влияет на многие функции, в том числе, на письменную речь и грамотность:

— По описанию профессора, который вел лекцию, я узнала портрет своего ребенка. Сын поздно научился кататься на велосипеде, был неловкий какое-то время. У него не интегрировался двигательный рефлекс. На это повлияли тяжелые роды, кислородное голодание. Но в большей степени на него повлияло то, что в детском возрасте мы пропустили стадию ползания. Он сразу сел и стал ходить. Ползать он хотел, но был холодный пол, мы его поместили в ходунки. Все эьти моменты могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Работа с нейрофизиологом и упражнения в течение полугода положительно отразились на грамотности старшего сына Екатерины, проблема была решена. Тем, кто страдает дислексией, дисграфией, кому стандартные упражнения, репетиторы и дополнительные занятия не помогают, нужно задуматься о том, что, возможно, проблема лежит глубже. И ее надо обязательно определить по специалистом.

Какие еще причины?

Логопед, психолог Ольга Халчева считает, что повторяющиеся, стойкие ошибки на письме допустимы в первом классе, так как происходит усвоение навыка письма. Но если во втором классе ошибок становится больше, они усложняются, то первая помощь ребенку — диагностика у специалиста (начните с логопеда). Специалист выявит причины нарушений. Возможно, логопеду придется работать в связке с нейропсихологом, неврологом.

Halcheva

Логопед Ольга Халчева считает, что ошибки на письме могут говорить о серьезных нарушениях, которые надо вовремя диагностировать

Дисграфию (нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированностью высшей психической деятельности, участвующей в процессе письма), дислексию (нарушение формирования навыка чтения, связанное с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем) и дизорфографию (специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, то есть хорошо выученное правило не может применяться на письме) можно выявить у ребенка ко второму классу. В первом классе идет усвоение навыка, который автоматизируется. Многим детям с дисграфией, дизорфографией и дислексией нужна помощь невролога.

По мнению нашего эксперта, ошибки на письме – это не изолированное нарушение. Первичный дефект, являющийся причиной трудности освоения чтения и письма, всегда сказывается на состоянии остальных психических функций, в состав которых входит. Если нарушено чтение и письмо, значит, страдают базовые психические функции, следовательно, есть трудности в обучении, которые могут проявиться не сразу.

Причиной дисграфии и дислексии могут быть:

На письме могут отражаться дефекты речевого развития первичного характера:

При нарушениях вторичного характера очень хорошо помогает подключение нейропсихолога.

Спорт и музыка помогают грамотно писать

Когда специалист выявляет причину, что именно страдает, например, слухоречевая память или зрительно-пространственные представления, то разрабатывается индивидуальный маршрут коррекции, который помогает справиться с нарушениями. Но лучше профилактика нарушений в дошкольном возрасте, чем коррекция нарушений в школе. В дошкольном возрасте необходимо исправить все имеющиеся речевые нарушения.

Ольга Халчева советует отдать ребенка дошкольного возраста в спортивную секцию или в танцы. Именно там он научится произвольной регуляции, разовьет моторику, внимание, скорость реакции, что является базой, необходимой для грамотного письма. Занятия музыкой, особенно игра на фортепиано, также положительно сказывается на развитии моторики и формировании межполушарных связей.

file 7

Логопед также советует чаще гулять с ребенком:

— Важно и в школе сохранить режим бодрствования и сна, отдыха и работы. При прогулках мозг ребенка насыщается кислородом, улучшается работоспособность. После школы и вечером после приготовления уроков ребенку можно массировать шейный отдел и затылочную область, мозг будет хорошо снабжается кровью, поступать больше кислорода.

Не только в профилактике, но и в процессе коррекции важны прогулки, массаж, спорт и занятия со специалистом. Помните, что для ребенка письмо – сложный процесс. В процессе подготовки ребенка к школе научите его сначала читать, а только потом писать, но никак не наоборот.

Подготовила Елена Середина

Источник

Что делать, если ребенок пишет с ошибками. Советы учителя с большим опытом

Все мы видим и ощущаем стремительные изменения, которые происходят сейчас в современном мире. Возросла скорость появления новых технических приспособлений, молниеносно можно обмениваться любой информацией.

Даже самый маленький ребенок так ловко справляется со всеми гаджетами, что складывается впечатление, как будто они родились уже с этими навыками. Однако по мере взросления взрослые замечают, что дети поздно начинают говорить, в движениях наблюдается неловкость и замедленная реакция, любую обучающую программу усваивают медленнее.

Эксперт сетевого издания «Белновости», учитель начальных классов (коррекционный педагог), специалист по нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося поведения и развития ребенка, детский и семейный психолог Александра Кондрахина рассказала, что делать, если ребенок пишет с ошибками.

Уже с первого класса у ребятишек возникают трудности с написанием букв, письменных работ без орфографических или арифметических ошибок.

img 88

Причина такой проблемы носит комплексный характер. Физиологически наш организм не приспособлен так быстро перестраиваться под изменившиеся условия окружающей действительности.

Этот процесс длительный, разделенный на определенные этапы, каждый из которых необходимо пройти полностью. Чтобы ребенок научился писать, ему необходимо быть физически развитым: с раннего возраста больше двигаться, самому пробовать выполнять разные действия с предметами, развивая тем самым крупную и мелкую моторику.

Что же мы видим сейчас? Современные дети с появлением высоких технологий ограничены в движении. Проводя по гладкому экрану планшета, ребенок поднимает мультяшного героя вверх или, указывая направление, наблюдает за тем, как он спускается вниз по лестнице. Но это делает рисунок. Сам же малыш в этот момент сидит практически неподвижно.

Многие родители вместо того, чтобы создать условия, в которых малышу пришлось бы приложить некие усилия, сдвинуться с места и «добыть» себе игрушку, дают ее в руки. Ребенок слышит какие-то звуки, фразы с экрана телевизора или все с того же гаджета, но не имеет представления, что физически необходимо сделать, чтобы самому произнести слово.

Читайте также:  К чему снится кольцо на пальце с бриллиантами

Рецепт в этом случае самый простой – хотите, чтобы ребенок заговорил, говорите с ним постоянно, глядя ему в лицо с самого рождения; хотите, чтобы ребенок научился писать, – развивайте его физически, учите его писать.

Скорость выполнения любого действия, в том числе и скорость письма, зависит от двух факторов. Первый – это генетическая предрасположенность. Наш темперамент или скорость восприятия, изучения окружающего мира, быстрота реакции зависит от типа нервной системы. Ребенок появляется на свет со своей скоростью. Наша задача распознать, какая именно скорость у нашего ребенка, принять это и ни в коем случае «не переделывать» или «подстраивать» его под себя или под внешние условия.

Второй фактор медленного письма связан с навыком. Любое новое действие нашим организмом в целом и головным мозгом в частности воспринимается как сложная задача. И на освоение навыка у каждого из нас уходит определенное количество времени: у кого-то больше, у кого-то меньше.

Регулярность и частота повторений новых действий увеличивает скорость усвоения навыка. А дальше, как только организм запомнил последовательность или алгоритм действия, «включается» и скорость выполнения этого действия.

Современных детей очень рано начинают интеллектуально «накачивать» всевозможными знаниями, применяя высокие технологии. Объем информации, который необходимо усвоить ребенку за один только год обучения в школе, в 2.5 раза больше, чем это было 20–30 лет назад. Изучая за неделю 2-3 новых темы, у детей просто нет физически времени наработать новый опыт.

К процессу обучения ребенка навыкам письма следует отнестись очень серьезно. Необходимо понимать, что оно неразрывно связано с чтением. И отправляя на всевозможные курсы скорочтения или быстрого письма перед поступлением в школу ребенка, в надежде, что это поможет «хорошо» учиться, мы получаем обратный эффект.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок пишет с ошибками, то следует выяснить, какого рода ошибки допускает ваш ребенок:

Таким образом мы с вами видим, что прежде чем решать какую-либо проблему, следует выяснить истинную причину медленного письма и характер ошибок. Для этого следует в первую очередь обратиться к нейропсихологу.

Педагогические проблемы можно решить самостоятельно.

· Объясните ребенку правило, чтобы он понял его суть.
· Попросите ребенка объяснить это же правило своими словами. Так вы поймете, уловил ли он суть.
· Покажите применение этого правила на 2-3 примерах.
· Проверьте, правильно ли ребенок понял, как применять это правило на практике, предложив ему 5-7 примеров.
Во время выполнения письменного домашнего задания по русскому языку просите ребенка выполнить следующее:
· Прочитай полностью предложение, словосочетание или слово, которое следует переписать в тетрадь.
· Прочитай каждое слово так, как оно написано в учебнике (например, бОрОда, а не как мы произносим [бАрАда].
· Произнеси еще раз слово, как ты его должен записать.
· Диктуя себе вслух, запиши это слово.

Для того чтобы увеличить скорость письма, необходимо регулярно тренировать этот навык.

Если вы самостоятельно не можете решить педагогические проблемы, то вам могут помочь логопед или репетитор.

Фото: © Белновости и личного архива эксперта

Источник

«Я знаю правила, но всё равно пишу с ошибками»: что такое дислексия и как помочь ребёнку с этим справиться

Не всем детям легко научиться читать и грамотно писать. Для многих это становится серьёзной проблемой. Особенно для тех, у кого диагностировали дислексию. Евгения Соколовская в своём материале в издании «Сноб» рассказала о том, как помочь ребёнку с дислексией проявить себя и что нужно сделать, чтобы таким детям стало проще учиться.

Дислексия встречается у детей довольно часто. Однако с этим можно жить и добиваться успехов. Например, у Александры диагностировали дислексию, дискалькулию и дисграфию. Это не помешало девочке выиграть олимпиаду по истории и поступить в МГУ без экзаменов.

«Я знаю правила, но всё равно пишу с ошибками. Могу не увидеть заглавную букву или перепутать буквы. Например, „е“ и „и“: едем или едим? Вот мои родители никогда не знают, ем я или еду», — рассказывает Александра. Девочка пишет текст, проверяет. Кажется, что ошибок нет, однако преподаватели постоянно их находят.

«Учителя в школах не хотели вникать в ситуацию. Им это неудобно, неинтересно и не нужно. Когда Александра пошла в первый класс, мне позвонили через месяц. Потребовали отдать её в школу для недоразвитых детей. Для государства мы не существовали. Нам сказали: «Вам нужно заниматься с логопедом. Но логопед в поликлинике вами заниматься не будет», — говорит Анна, мама Александры.

В России детям с таким заболеванием, как дислексия, не уделяют внимания. В Евросоюзе, например, есть специальные тетради детей, которые страдают этим заболеванием. Они помечаются особыми наклейками. Это сделано для того, чтобы преподаватель проверял письменные работы таких детей по-другому. В России детей с дислексией просто игнорируют.

К детям с расстройством чтения нужен особый подход. «Ребёнок с дислексией не может долго удерживать внимание, выполняя задания, связанные с чтением и письмом. Для него это слишком энергозатратно. До тех пор, пока действия не станут автоматизированными, упражнения с такими детьми нужно делать короткими циклами, но часто», — рассказывает Светлана Дорофеева, мама Саши, которому тоже диагностировали это заболевание.

По словам Дорофеевой, детей с дислексией нужно мотивировать. Нужно объяснять им, что проблема не в них и что удастся справиться со всеми трудностями.

«Стандартную школьную нагрузку на период интенсивной коррекции надо снизить обязательно. Детям с дислексией вредно „просто переписывать“ тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними всё равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития».

Дислексия — это не болезнь и не нарушение развития. Просто человек по-другому воспринимает привычные всем знаки. Мама ребёнка с дислексией Ксения Букша рассказала, как отличить дислексию от других особенностей развития и как помочь своему ребёнку с ней справиться.

Источник